Эволюция менеджера интернет-проектов

Рынок интернет-агентств развивается очень стремительно, и сейчас есть довольно много людей, которые успели воочию проследить эволюционную цепочку с самого начала до сегодняшнего дня. Кто-то создал себе условия, позволяющие действительно заниматься управлением проектами, а кто-то до сих пор практически работает в зоопарке. Давайте проследим, как же развивалась профессия менеджера интернет-проектов. Сороконожка На первой стадии развития менеджеру на самом деле нужно много конечностей, чтобы успевать рисовать, верстать, программировать и согласовывать все это с клиентами. В ныне зрелых агентствах менеджеры находились в состоянии сороконожки примерно с 1995 по 2005 год. Но почти в любой небольшой студии, которая не организована на большие деньги инвесторов, менеджеры начинают свое развитие именно с этого этапа. Быть менеджером-сороконожкой тяжело: из-за постоянных факапов менеджер регулярно теряет клиентов и постоянно вынужден их снова находить. Кроме того, много времени тратится на исправление большого количества ошибок, также вызванного постоянной спешкой. Выйти из этого состояния можно разными способами: Если ты наемный менеджер - иди стажером в более зрелую организацию - там тебя научат и зададут правильный вектор развития. Инвестиции в собственный профессионализм - самые важные в жизни. Если ты руководитель маленькой компании и тебе не обломилась куча “долгих” инвесторских денег - сожми волю в кулак и начни нанимать специалистов для выполнения конкретных видов работы, пусть даже и фрилансеров. Первое время будет ощущение утекающих денег, но потом отпустит и новые возможности заработать больше денег станут очевидны. Паучок После того, как менеджер нашел себе дизайнера, верстальщика и разработчика, количество собственных рук становится меньше, но их все равно слишком много. Примерно в 2005-2009 годах менеджеры крупных студий стали уделять чуть больше времени работе с клиентом, но на них осталась аналитика и проектирование. Просто на рынке еще не было аналитиков и проектировщиков, но осознание необходимости этой работы уже пришло. Легче от этого не становится - проекты стали сложнее, на качественную аналитику просто не хватает времени при наличии “побочных” активностей. Проектирование просто блокирует менеджера и он перестает заниматься клиентом. Клиент все больше напрягается от редкости контактов и периодически выпускает пар. При каждом таком разряде напряжения менеджер бросает процесс написания ТЗ, потом впопыхах возвращается к нему снова и так продолжается постоянно в бешеном ритме. Я уже не говорю о том, что клиент естественным образом пользуется загруженностью менеджера-паучка и под шумок проталкивает новые требования, еще больше отдаляя успешное завершение проекта. В итоге проектирование полно недочетов, которые все больше вскрываются от этапа к этапу, а под конец проекта иногда становится просто стыдно за то, что получается. Но останавливать махину уже поздно - жалко деньги, труды, время. Если ты менеджер-паучок, то у тебя есть все шансы эволюционировать дальше: Попроси босса нанять проектировщика - это даст турбо-импульс для развития бизнеса; Если босс упертый или зашоренный, меняй работу на более высокоорганизованную - упорядоченные знания усваиваются быстрее и позволяют заработать больше; Если ты сам босс - найми проектировщика. Это дорого, но эффективно. Менеджер После кризиса-2009 руководители крупных агентств поняли, что менеджера принципиально нельзя рассматривать как ресурс. И произошло чудо - на рынке начали появляться полноценные менеджеры интернет-проектов. В их обязанности входит: планирование проекта; организация встреч; управление рисками; управление требованиями; плотное общение с клиентом по несколько раз в день; качественная детальная постановка задач команде; организация рабочего процесса (daily scrum, демонстрации); решение инфраструктурных вопросов, чтобы команда могла комфортно работать. Если ты уже действительно менеджер, значит ты хорошо устроился. Хотя, кто знает: возможно, через год обнаружится, что сегодняшнее состояние еще далеко от идеала. Автор - Юрий Гугнин Источник - www.cmsmagazine.ru